Комментарии Правовой службы АТОР по аннуляции туров из-за ситуации с вирусом Коксаки

 

Комментарии Правовой службы АТОР по аннуляции туров из-за ситуации с вирусом Коксаки

14.08.2017

 

Комментарии Правовой службы АТОР по аннуляции туров из-за ситуации с вирусом Коксаки

В связи с большим количеством обращений туристов после опубликованных на сайтах Роспотребнадзора и Ростуризма рекомендаций, Правовая служба АТОР подготовила подробную справку с отсылками к нормативным документам, которая разъясняет права и обязанности туристических компаний и туристов.

Вопросы безопасности туризма регулируются ст.14 федеральным законом 132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности в РФ».  Указанная статья указывает, что под безопасностью туризма понимаются «безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства».

Об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания туристов, туроператоров и турагентов обязан проинформировать уполномоченный орган исполнительной власти в сфере туризма – Ростуризм (на основании Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 666 (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2012 года № 24930).

Информирование может осуществляться путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Ростуризма. Информацию о действительной ситуации в той или иной стране Ростуризм опубликовывает, основываясь на сообщениях МИД РФ, Роспотребнадзора и др. 

Ст.14 федерального закона № 132-ФЗ указывает, что в случае наступления обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы безопасности в стране временного пребывания, турист (экскурсант)или туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия «туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы безопасности в стране временного пребывания, подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемым в соответствии с федеральными законами.

11 августа на официальном сайте Ростуризма появилось следующее сообщение:

«В соответствии с информацией, полученной из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Ростуризм сообщает о наличии обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности здоровья туристов, находящихся в Турецкой Республике, связанных с участившимися случаями заражения энтеровирусной инфекцией отдыхающих на турецких курортах, в первую очередь детей, в летний сезон 2017 года. 

На основании анализа всех имеющихся материалов, обращений пострадавших и выводов экспертов Роспотребнадзор сделал заключение о возникшей в Турецкой Республике угрозе безопасности здоровью туристов, не требующей, вместе с тем, срочной эвакуации граждан Российской Федерации. Заключение согласовано с МИД России…».

В этот же день на официальном сайте Роспотребнадзора размещено следующее сообщение:

«В связи с информацией об участившихся случаях заражения энтеровирусной инфекцией граждан, находящихся на отдыхе в Турецкой Республике, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает. 

В рамках специально открытой «горячей линии» на официальный адрес Роспотребнадзора поступило более 500 обращений с жалобами на ухудшение здоровья во время нахождения в течение сезона на турецких курортах, случаи заболевания отмечались в отелях городов Сиде, Аланья, Белек, Кемер, Анталья и др. Наибольшее число заболевших – дети до 14 лет. Роспотребнадзором направлен запрос в адрес Министерства здравоохранения Турецкой Республики об эпидемиологической ситуации, до настоящего времени ответ не представлен, Роспотребнадзор продолжит работу с целью получения всесторонней оценки сложившейся ситуации.

Уведомление об угрозе безопасности здоровью должным образом направлено и получено Ростуризмом…».

Т.е., на данный момент, в сообщении Роспотребнадзора не содержится никаких рекомендаций туристам относительно выезда в и нахождения на территории Турецкой Республики, – а только напоминания туристам и туроператорам о действиях при расторжении действующих договоров о реализации турпродукта в Турцию.

Ростуризм же «настоятельно рекомендует российским гражданам учитывать имеющуюся угрозу безопасности здоровья туристов при принятии решения о поездке в Турецкую Республику».

Данная рекомендация носит информативный характер и не является решением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемым в соответствии с федеральными законами, – о которых идет речь в ст.14 закона «Об основах туристкой деятельности в РФ».

В официальных сообщениях федеральных органов исполнительной власти отсутствуют решения по запрету на формирование и реализацию туристского продукта в Турецкую Республику, рекомендации по изменению или запрету полетов на турецкие курорты.

Таким образом, договор о реализации турпродукта в Турцию не может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.14 закона «Об основах туристкой деятельности в РФ», а только в соответствии с условиями договора, заключенным между туристической компанией и туристом. В большинстве договоров о реализации турпродукта содержится право исполнителя удерживать фактически понесенные расходы при расторжении договора по инициативе заказчика.

При этом у туристов (заказчиков турпродукта) сохраняется право требования полного возврата денежных средств при расторжении договора о реализации турпродукта в Турцию из-за энтеровирусной инфекции в судебном порядке

Рекомендацию Ростуризма: «В связи со сложившейся ситуацией на основании статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турист вправе потребовать изменения (в т.ч. направления или сроков поездки) или расторжения договора о реализации туристского продукта в Турецкую Республику. При этом фактически понесенные расходы не подлежат удержанию исполнителем», можно считать вольной трактовкой действующего законодательства.

При этом, в соответствии со ст.14 федерального закона № 134-ФЗ, туроператоры (турагенты) обязаны при заключении новых договоров о реализации туристского продукта в Турецкую Республику информировать туристов (экскурсантов) о действующей эпидемиологической ситуации в стране и в частности на курортах, на которых планируется пребывание туристов, а также об иных сведениях, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.